Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата
Описание образовательной программы
Программа в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных
раздела – целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел Программы включает пояснительную
записку и планируемые результаты освоения Программы, определяет ее цели и
задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее
освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный раздел Программы включает
описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям:
социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; формы, способы,
методы и средства реализации программы, которые отражают следующие аспекты
образовательной среды: предметно-пространственная развивающая образовательная
среда; характер взаимодействия с взрослыми; характер взаимодействия с другими
детьми; система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому;
содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений
развития детей (программу коррекционно-развивающей работы).
В Организационном разделе программы
представлены, условия реализации программы и ее материально-техническое оснащение,
обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания,
распорядок и/или режим дня, особенности организации предметно-пространственной
развивающей образовательной среды, а также психолого-педагогические, кадровые и
финансовые условия реализации программы. В части финансовых условий должны быть
описаны особенности финансово-экономического обеспечения дошкольного
образования детей дошкольного возраста с НОДА.
Обязательная часть
Программы соответствует ФАОП ДО, ее объем составляет не менее 60% от ее общего
объема.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений,
составляет не более 40% и ориентирована:
-
на удовлетворение особых образовательных
потребностей, обучающихся с НОДА;
-
на
специфику (национальных, социокультурных и иных условий, в т.ч. региональных, в
которых осуществляется образовательная деятельность);
-
на
сложившиеся традиции МБДОУ - детский
сад комбинированного вида № 414(далее – МБДОУ);
-
на выбор
парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми,
которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей с
НОДА, а также возможностям педагогического коллектива и МБДОУ в целом.
Реализация
Программы предусматривает взаимодействие с разными субъектами образовательных
отношений, осуществляется с учётом общих принципов дошкольного образования и
специфических принципов и подходов к формированию Программы для обучающихся с
НОДА.
Программа является
основой для преемственности уровней дошкольного и начального общего
образования.
В группе компенсирующей направленности для обучающихся
с НОДА осуществляется
реализация Программы, которая ориентирована на детей с 5 лет до 7(8) лет.
Продолжительность
пребывания детей в МБДОУ - 10,5-часовое пребывание с 07.30 до 18.00 часов,
исключая выходные и праздничные дни. Режим работы группы компенсирующей
направленности установлен в соответствии с потребностью семьи, объемом решаемых
задач образовательной деятельности, возможностей бюджетного финансирования -
пятидневная рабочая неделя, выходные дни - суббота и воскресенье, праздничные
дни.
Режим посещения
ребенком группы компенсирующей направленности может определяться индивидуально
(в пределах режима работы МБДОУ).
Программа реализуется
на государственном языке Российской Федерации - русском.
1.2. Цели и задачи реализации
Программы
Цель Программы: обеспечение условий для дошкольного образования,
определяемых общими и особыми потребностями обучающегося дошкольного возраста с
НОДА, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Программа
содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует
реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и
качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка,
формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и
обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях
интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития
человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
-
реализация содержания Программы для
обучающихся с НОДА;
-
коррекция недостатков психофизического
развития обучающихся с НОДА;
-
охрана и укрепление физического и психического
здоровья обучающихся с НОДА, в т.ч. их эмоционального благополучия;
-
обеспечение равных возможностей для
полноценного развития ребенка с НОДА в период дошкольного образования
независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
-
создание благоприятных условий развития в
соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными
особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с
НОДА как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными
представителями), другими детьми;
-
объединение обучения и воспитания в целостный
образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных
ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека,
семьи, общества;
-
формирование общей культуры личности
обучающихся с НОДА, развитие их социальных, нравственных, эстетических,
интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и
ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
-
формирование социокультурной среды,
соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития
обучающихся с НОДА;
-
обеспечение психолого-педагогической поддержки
родителей (законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах
развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья,
обучающихся с НОДА;
-
обеспечение преемственности целей, задач и
содержания дошкольного и начального общего образования.
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Часть Программы,
формируемая участниками образовательных отношений, представлена образовательной
парциальной программой, направленной на развитие воспитанников во всех
образовательных областях (социально-коммуникативное, познавательное, речевое,
художественно-эстетическое, физическое развитие), видах деятельности.
Участниками образовательных отношений отобраны культурные практики, методики,
формы организации образовательной работы. При формировании данной части
Программы учитывались образовательные потребности, интересы и мотивы детей,
членов их семей и педагогов, а также сложившиеся традиции МБДОУ.
Образовательная программа
дошкольного образования «СамоЦвет» (далее - Программа, парциальная
образовательная программа), разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября
2013 года) предназначена для формирования основных общеобразовательных программ
дошкольного образования (далее организаций, имеющих в своей структуре группы
детей младенческого и раннего возраста (далее - образовательная организация), а
также в условиях семейного воспитания.
Ведущие
цели Программы: полноценное проживание ребенком дошкольного детства и
обеспечение равенства возможностей для каждого ребенка в получении
качественного дошкольного образования; формирование основ базовой культуры
личности, развитие психофизиологических особенностей и физических качеств в
соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни
в современном обществе в ходе освоения традиционными и инновационными
социальными и культурными практиками, обеспечение безопасности
жизнедеятельности дошкольника.